Коновалова Татьяна Николаевна, ст.воспитатель МБДОУ "Детский сад №1"Дюймовочка" г. Медногорска"
Практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных ситуаций в общении и взаимодействии педагогов с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; 2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. 3. Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы. Оборудование: разноцветные сердечки, надписи «педагоги, родители», «Обратная связь», листочек и ручка. Задание для команд. 1.Теоретическая часть «Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна». Наш семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего –люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте. Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями –это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, многие считают, что детский сад –место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами. Организация работы с семьей это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели. В нашем дошкольном учреждении постоянно ведется работа по оптимизации взаимодействия воспитателей с родителями. Ход семинара: - Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему-общение педагогов с родителями воспитанников, сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями. 1.Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться. Упражнение «Сердечки» Участникам семинара-практикума педагог передает коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял. 2. Практическая часть. Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Поэтому предлагаю разделиться 1 команда: «Педагоги», 2 команда: «Родители», 1. Задание: Вопрос-ответ 1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье) 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс) 3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи) 4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками) 5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) Задание: Традиционные и не традиционные формы работы с семьей Формы работы с семьей в ДОУ делятся на: традиционные и нетрадиционные. Я предлагаю команде «Педагоги» перечислись традиционные формы работы, а команде «Родители» перечислись нетрадиционные формы работы. Традиционные – формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений (традиционные: родительские собрания, групповые и общие, беседы, консультации индивидуальные и групповые, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы) Нетрадиционные - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка. (нетрадиционные: родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, газеты, презентации) 2.Задание: Ситуации Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Социум -Детский сад». Составной частью взаимодействия педагога с родителями – является общение. Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Я вам предлагаю разные ситуации, а вы должны грамотно выйти из нее. 1.«Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада» 2.«Родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка» 3. «Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде» 3.Задание «Всё равно ты молодец» Первый участник продолжает фразу: «Окружающим людям не нравится, что я...» .Второй отвечает ему: «Все равно ты молодец, потому что...». Далее следующие и так пока все не выскажутся по кругу. Таким образом, проводится обсуждение чувств человека, который получил поддержку. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса). 1.Правило это «Улыбка» - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! 2.Правило это «имя собеседника» - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Игоревна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. 3.Правило это «комплимент» - В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка Вывод: Цель у педагогов и родителей общая любить, воспитывать и развивать детей. Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя. Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности. Спасибо за внимание! 15 ноября 2019 в 06:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.